logo

Дидактика. Наглядность обучения

Восприятие предметов реальной действительности и их отражение в сознании учащихся достигаются легче, если учитель опирается на средства наглядности. Обосновал принцип наглядности как основу успешного обучения Ян Амос Коменский: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство». Большое значение наглядности обучения придавал К. Д. Ушинский, который считал, что, облекая учение в формы, краски, звуки, мы делаем его доступным ребенку. Здесь вы можете купить дипломную работу в Мурманске на эту тему.

В советской дидактике подчеркивается необходимость сочетания средств наглядности и слова, без чего невозможно правильное решение вопроса о единстве и взаимосвязи конкретного и абстрактного в познавательной деятельности. Существуют различные виды наглядности: естественная — школьники знакомятся с реальными объектами (растениями, животными и т. д.); объемная (фото, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы и др.);. Символическая и графическая наглядность (карты, планы, схемы, чертежи, диаграммы; этот вид наглядности способствует развитию абстрактного мышления); внутренняя, или опосредованная, наглядность — новые представления формируются на основе словесных образов, логических сравнений и др.учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Без учета закономерностей возрастного развития детей, их физического и психического развития невозможно обеспечить успешность, обучения. Возрастные особенности по-разному проявляются у каждого ребенка, поэтому учителю, родителю, всем участвующим в воспитании, надо хорошо знать возрастные и типологические особенности детей, их индивидуальное проявление. Иногда этот принцип конкретизируется как принцип индивидуального подхода к учащимся в коллективной учебной работе в классе. А. С. Макаренко утверждал, что для того, чтобы успешно работать с отдельной личностью, нужно знать ее и культивировать. Но к каждой личности надо подходить с конкретной меркой, с позиций задач воспитания детского коллектива.

Все принципы обучения тесно связаны между собой и действуют в учебно-воспитательном процессе в тесном единстве. Нетрудно заметить органическую связь между принципами воспитания и принципами обучения, которая является следствием единства воспитания и обучения, целостности всей системы коммунистического воспитания в советской школе и семье.Иногда в качестве самостоятельных принципов выделяются принципы связи теории и практики, доступности обучения и др. Однако они вытекают из принципа воспитывающего характера обучения и принципа сознательности. Доступность обучения есть следствие всех рассмотренных выше принципов.

Наряду с принципами дидактики выделяются общие правила обучения, например: от легкого к трудному (от конкретных фактов переходят к обобщениям), от известного к неизвестному (при изучении нового учитывается ранее изученное), от простого к сложному (усвоение материала идет успешнее, если оно начато с простых фактов и обобщений), от близкого к далекому (кругозор ребенка следует расширять постепенно, учитывая имеющийся у учащихся личный опыт). Соблюдение указанных правил делает обучение доступнее, а следовательно, и эффективнее. Правила, разумеется, уточняются и конкретизируются с учетом многих факторов: характера учебного предмета, возрастных и индивидуальных особенностей школьников и др.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!