logo

Что такое обучение навыкам мышления?

Перевод фрагмента книги “Pedagogy and Practice:
Teaching and Learning in Secondary Schools”

Существует множество подходов к обучению навыкам мышления, разным типам мышления. Рассмотрим основные из них.

1. Общая способность мышления или способность к обработке информации: это уровень, ориентированный на ускорение когнитивных способностей через научное образование и ускорение способностей в математическом образовании. Это обучение, направленное на то, чтобы дать учащимся возможность заниматься более сложными мыслительными операциями или “формальными операциями”.

2. Специфические способности мышления: это подход, рассматриваемый в пяти национальных учебных программ навыков мышления. Этот подход зависит от развития рассуждений, творческого мышления и оценки посредством совместной работы и исследовательской беседы. Способ мышления, генерируемый разговорами между учениками, постепенно усваивается индивидуумом, так что коллективное мышление группы становится их собственным. Этот процесс в значительной степени облегчается, если мышление и обучение выявляются, маркируются и изучаются. На этот подход сильно повлияла работа российского исследователя Выготского.

3. Метапознание: в широком смысле это можно описать как “мышление о мышлении’ и критическую составляющую в способности планировать, контролировать и регулировать мыслительные процессы. Такой подход является частью первого типа мышления, выстраивает второй и требует, чтобы ученики периодически абстрагировались от своей работы. Метапознание сильно зависит от развития языка мышления и занимает центральное место в процессе обретения навыков обучения.

Эти подходы не являются конкурирующими теориями: на самом деле они могут очень хорошо дополнять друг друга.

Крайне важно учитывать мотивацию и теории учеников о себе. Например, Кэрол Двек (американский ученый) отличает учеников, у которых есть представление о мышлении, которое он называет теорией сущностей об интеллекте/способностях, а также учеников с инкрементной теорией. Теория сущностей предполагает, что вы верите, что вы родились с фиксированным количеством интеллекта; поэтому трудные задачи воспринимаются рискованными, поскольку вы рискуете показать, что вы не так умны, как считаете. Инкрементальная теория подразумевает, что вы можете развивать интеллект; поэтому открытые сложные задачи дают шанс стать лучше. Обучение навыкам мышления связано с тем, что ученики верят, что они способны учиться и что учиться “круто”. Хорошая новость заключается в том, что ученики могут изменить свою теорию об интеллекте.

Характеристики уроков мышления высшего порядка

Мы думаем почти все время. Поэтому в некотором смысле все уроки можно считать уроками мышления, но так мы упустим суть. Чем же отличаются уроки мышления? Они намеренно фокусируются на мышлении высшего порядка. Таксономия Блума определяет шесть уровней мышления: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Последние три считаются более сложными и требовательными.

Для учителей одна из трудностей в обучении навыкам мышления состоит в том, что сложнее определить конкретный результат обучения. Тем не менее, важно иметь цели и сосредоточиться, помня, что результаты обучения могут быть более разнообразными.

Лорен Резник (1987) характеризует мышление высшего порядка следующим образом:

* мышление высшего порядка не является обыденным – ваши действия не могут быть полностью определены заранее;
* мышление более высокого порядка имеет тенденцию быть сложным – общий путь не виден (в ментальном смысле этого слова) с одной единственной точки зрения;
* мышление более высокого порядка часто дает несколько решений, каждое с затратами и выгодами, а не универсальное решение;
* мышление более высокого порядка включает в себя нюансы суждений и интерпретации;
* мышление более высокого порядка предполагает применение нескольких критериев, которые иногда противоречат друг другу;
* мышление более высокого порядка предполагает неопределенность – известно не все, что имеет отношение к поставленной задаче;
* мышление высшего порядка предполагает саморегуляцию мыслительного процесса – этого не происходит, когда кто-то другой говорит вам, что делать на каждом шагу;
* мышление высшего порядка предполагает создание смысла или нахождение структуры в явном беспорядке;
* мышление более высокого порядка требует усилий, умственной работы, связанной с требуемыми видами мышления и суждений.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика