logo

Введение

Безусловно, на сегодняшний день актуальными являются Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, реализующиеся уже в начальной школе и ждущие своей очереди реализации в средней и старшей школе.

В основе стандарта лежит системно — деятельностный подход, в рамках которого формируется основная педагогическая задача — создание и организация условий, инициирующих ученическое действие. Но к чему должно привести выполнение этой задачи и к чему в итоге приведет инициированное педагогом ученическое действие? Согласно Стандартам — к развитию личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю.

Результатом деятельности ученика и учителя должно стать создание модели эффективной учебной деятельности, той модели, которая и позволит преобразовать внешнее во внутреннее. Сложность же заключается в том, что внешнее каждый ученик воспринимает по-разному и преобразует во внутреннюю предметную деятельность по-разному. И для того, чтобы найти путь к преобразованию предметной деятельности из внешнего плана во внутренний для каждого ученика, необходимо идти как раз от внутреннего, от его индивидуальности, в частности, от особенностей восприятия.

Итак, первый принцип — находить и применять индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из особенностей его восприятия. Это способно инициировать ученическое действие, так как мы помогаем ребенку найти путь, делающий деятельность ученика эффективной и приносящий ему удовлетворение, прежде всего, от осознания того, что это именно ЕГО путь, что он опирается на СВОИ способности, использует СВОИ ресурсы для того, чтобы совершить СВОИ открытия, личные, индивидуальные.

Теперь собственно о модели эффективной учебной деятельности. Эта модель позаимствована из психологии рекламы. И здесь нет противоречий: цель рекламщиков — создание эффективной рекламы, цель педагога — построение эффективной учебной деятельности.

Существует закон, называемый Законом цепочки психических явлений, участвующих в создании образа: восприятие — эмоциональное впечатление — понимание — эмоциональное отношение.

Сообщение, которое мы делаем на уроке (как и любое информационное сообщение), включает информацию содержательную и эмоциональную. В результате проведения урока складывается некий образ, целостное восприятие информации, полученной на уроке. Этот образ соотносится с целями урока, он то, к чему мы стремимся. Если образ создан каждым учеником, то цели достигнуты. Но мы выходим за рамки урока,
формируя последнее звено цепочки — активность, то самое ученическое действие. Если урок мы сконструировали и провели таким образом, что у каждого ученика создался свои целостный индивидуальный образ (через восприятие, эмоциональное впечатление, понимание, эмоциональное отношение), то у ребенка непременно возникает потребность идти дальше — изучать, думать, проверять на практике выдвинутые теории, искать пути решения, предполагать, сомневаться, творить.

Таким образом, второй принцип — построение обучения в соответствии с Законом цепочки психических явлений.Эти и другие принципы реализуются автором сборника в ходе освоения новых федеральных образовательных стандартов.

В сборник включены статьи по методике преподавания литературы и разработки уроков, призванные помочь учителю по новому посмотреть на процесс преподавания литературы в школе. Изучение русской классики должно превратиться из скучной, навязываемой школьной программой и учителем обязаловки в творчество, самосовершенствование, а также не только в познание, но и в самопознание ученика.

В изучении художественных произведений, жизни и творчества поэтов и писателей на уроках литературы в сознании школьников на эмоционально-чувственном и рациональном уровне прочно закрепляется целостная картина мира писателя или многогранный образ произведения. Потому любой ученик, даже самый слабенький троечник, знает, что он будет писать в сочинении по тому или иному произведению.

Сочинения по литературе не списываются с интернета, они индивидуальные, яркие и талантливые, раскрывающие мир писателя через призму собственного я.

Личностное обучение, учет индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, развитие способности, пропуская произведение через себя, идти дальше в изучении предмета, испытывать радость от собственных открытий — путь, неизменно приводящий к достижению результатов, обозначенных в новых стандартах.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!