logo

Активные формы и методы работы при подготовке русского языка к ЕНТ

Активные формы и методы работы при подготовке русского языка к ЕНТ

Автор: Мамбетова Сауле Сапаровна,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Чернорецкая СОШ №1,
Павлодарский р-н, Республика Казахстан

Приобретать знания – храбрость,
Преумножать их – мудрость,
Применять – высшее искусство.
(Восточная мудрость).

Основной побудительной силой мыслительной деятельности человека являются внутренние потребности. Учёными давно доказано, что внутренняя деятельность – это внутренняя самостоятельность, в процессе которой человек не запоминает информацию, а осваивает способы получения её. Только таким образом формируются способы получения и обработки информации, которые являются основным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности любого вида – от репродуктивной к творческой.

Работая несколько лет в 11-ых классах, при подготовке учащихся к ЕНТ по русскому языку использую дифференцированный подход в обучении. Один тот же учебный материал для одних является сложной, для других – лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием, умением работать самостоятельно. В своей методике использую 4 ступени обучения:

1 ступень – Лекция. (Получение теоретического материала).

2 ступень – Зачёт. (Усвоение теоретического материала).

3 ступень – Тест. (Закрепление теоретического материала).

4 ступень – Коррекционная работа. (Повторение теоретического материала).
—————————————————————————————————————————-
1 ступень — предполагает блочную подачу теоретического материала; для сильных учащихся даётся задание: теоретический материал отобразить в виде схемы, таблицы.

2 ступень — на этой ступени используется следующие приёмы: коллективный, парный, индивидуальный.

3 ступень — использую тематические и комплексные тесты.

4 ступень – индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

Известно, что качество образования устанавливается на основе оценки учебных достижении учащихся, т.е. результатов обучения. При этом результаты обучения учащихся должны соответствовать требованиям государственного стандарта образования.

Чтобы качественно подготовить учащихся к ЕНТ, нужна система в работе самого учителя. Для этого, прежде всего, необходим план работы, в котором особое место отводится ведению информационной карты, включающие в себя следующие данные: качественную характеристику, качественные показатели учебной деятельности учащихся, показатели эмоционального состояния выпускников. Без выявления потенциальных возможностей учащихся и на основе этого разработки программы педагогической коррекции не может быть в полной мере адресно оказана помощь тому или иному ученику. С этой целью каждый ученик ведет тетрадь индивидуальной коррекции грамотности, в которой фиксируются все ошибки, допущенные при тестировании, дается их объяснение на основе определенных источников, позволяющих осознанно усвоить ту или иную орфограмму и пунктограмму. Прежде чем проверять знания учащихся, надо их комплексно дать. Вот поэтому особый акцент делается на блочном и тематическом повторении материала. Нужно помнить о разнообразии форм работы на уроке, что способствует развитию интереса к языку.

Вот некоторые из них:

  • Орфоэпический марафон.
  • В мастерской Ни НН.
  • История жизни фразеологии.
  • Законы государства сложных слов.
  • Биография слова.
  • О чем поведала запятая.
  • Заседание знаков препинания.

И ни в коем случае нельзя забывать о комплексном анализе текста, что дает возможность решать не только задачи развивающего и воспитательного характера, но и возможность углубить знания по всем разделам русского языка.

Особое внимание следует уделять на уроке таким способам деятельности, как сравнение, сопоставление, нахождение частного в общем, так как тесты строятся именно на такой основе.

Очень важно,

  • чтобы после объявленной темы урока была представлена цель урока и осмыслено значение достижения этой цели (какие новооб­разования обретет ученик);
  • чтобы были актуализированы имеющиеся у детей представления об изучаемом предмете (встречался ли с этим в жизни, как выгля­дит образ явления и как видится роль его в жизни людей);
  • чтобы четко обозначены были объем необходимой работы и на­глядное оформление обретаемых умений (что и сколько предстоит сделать, чему научатся дети и что станут понимать);
  • чтобы гарантированным был результат деятельности детей и успех каждого ребенка (личность не напрасно про­жила сорок пять минут своей жизни);
  • чтобы все участники урока видели Человека в каждом присутствующем на уроке и выстраивали отношение к его душе уважитель­но, нежно и осторожно, вне зависимости от учебных успехов.
  • чтобы обеспечивалось свободное проявление индивидуального восприятия изучаемого и учитывался индивидуальный опыт взаи­модействия с изучаемым объектом мира.
  • чтобы неизменно присутствовала жизненная перспектива изучения научных сведений и овладения учебными навыками (пригодится в жизни каждому, так как …, в устройстве собственного счастья это важно, потому что… и т.д.).

Рекомендации для учителя

 Пять шагов к успеху

a. Соберите банк информации и комплексно проанализируйте её.

b. Оцените учебную и методическую базу, на которой будете выстраивать свою работу.

c. Создайте свою систему работы по подготовке учащихся к ЕНТ.

d. Постоянно модифицируйте, обогащайте и корректируйте созданную систему.

e. Регулярно проводите мониторинг результативности работы своей системы: отслеживайте и анализируйте итоги ЕНТ.

Практические советы 

При работе в среднем звене

  1. Начинайте формировать систему работы по подготовке к ЕНТ как можно раньше: с 5 класса приучайте ребят вести СП (рукописный сборник правил, в котором в краткой форме фиксируются все изучаемые темы и правила; рекомендуйте заполнять лист с одной стороны (при последующем повторении или систематизации можно будет вернуться и дополнить записи).
  2. С 5 класса приучайте учеников к различным видам тестового контроля (комплексное тестирование, тематическое тестирование, тесты открытые, закрытые и т. д.).
  3. Учите школьников среднего звена анализировать результаты тестирования, выявлять свои успехи и недочёты.
  4. При выполнении тестовых заданий используйте взаимопроверку и самопроверку.
  5. Доводите до сведения родителей результаты проделанной работы.

При работе в старших классах

  1. Основываясь на сформированных ЗУНах, распределите учебный материал таким образом, чтобы каждый раздел курса русского языка был отработан по трём направлениям: повторение, систематизация, углубление.
  2. СП (сборник правил) можно дополнить практическим приложением (тетрадь «Подготовка к ЕНТ», в которой будут выполняться дополнительные практические задания).
  3. Постарайтесь как можно полнее и шире использовать возможности учебника, но не ограничивайтесь только им. Предлагая любой источник (справочник, методическое пособие и т. п.), аннотируйте его, обязательно называя не только плюсы, но и минусы рассматриваемого пособия.
  4. Планируя систему контроля, проводите контрольные тестирования в 10 классе 2 раза в четверть, в 11 классе – 2 раза в месяц. Это могут быть комплексные или тематические тестирования.
  5. Уже в 10 классе введите подготовку к ЕНТ в структуру урока. Выберите один из тестовиков и «порциями» давайте по 3 задания для выполнения на этапе актуализации знаний. На одном уроке используйте три разнотипных задания.
  6. Используйте тесты на этапе проверки знаний как вид самостоятельной работы. Для этого вида работы лучше подходят тематические тесты (по теме урока).
  7. Используйте тесты как один из видов домашнего задания.
  8. Уже в 10 классе организуйте индивидуальные занятия.
    Начните их с предварительной диагностики, затем – мониторинг, далее – самодиагностика, которая выразится в том, что ученик сам будет заносить в таблицу (один из разделов тетради «Подготовка к ЕНТ») не только количественные, но и качественные показатели, то есть пробелы в знаниях, затруднения и успехи.
  9. Обязательно ведите количественный и качественный учёт всех видов тестирований для организации индивидуальных консультаций.
  10. Исходя из зафиксированных показателей и своих наблюдений, подбирайте для каждого ученика конкретные задания.
  11. Анализ пробных тестирований проводите индивидуально, можно работать с группой учеников, допустивших однотипные ошибки.
  12. Работайте с тестовиками разных лет. Обычно на уроках в 10 классе разбираем (в поурочном планировании) 1тестовик, в 11 классе первое полугодие работаем с тестовиком прошлого учебного года, а второе полугодие – с тестовиком текущего учебного года.
  13. Моделируйте вопросы, то есть из разных тестовиков выбирайте одинаковые по сути вопросы, которые сформулированы по-разному, учите понимать суть вопроса!
  14. Используйте разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы любого раздела русского языка), тематическую консультацию (выбранную учителем на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» (ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом) и т. п.
  15. В сильном классе старшеклассники, сдав экзамен по русскому языку в 9 классе, полагают, что не стоит уделять этому предмету много внимания, потому что они «знают всё».

При необходимости использую такой тактический приём: намеренно составляю сложные тесты, результаты которых должны озадачить и даже испугать ребят, то есть создаю «ситуацию неуспеха». А затем показываю пути выхода из сложной ситуации: делай вот так (даю алгоритм работы по подготовке к успешной сдаче ЕНТ по русскому языку) — и всё будет хорошо.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!